В музыкальной индустрии есть немало специфических понятий и терминов, которые требуют разъяснения для обывателя, хотя на интуитивном уровне каждый из нас догадывается об их значении.
Как, например, в случае с присуждением какому-либо музыкальному альбому звания золотой или платиновый. Это сейчас можно без проблем скачать музыку бесплатно в интернете, а около столетия назад популярность музыканта (по крайней мере, заграничного) определялась количеством официально проданных пластинок. Рассматриваемые «благородно-металлические» обозначения подчеркивают статус артиста. Ценность золота и платины в любой сфере не требует дополнительного пиара, но мы все-таки попробуем рассмотреть вопрос в расширенном режиме.
Кое-что из истории
Традиция награждать музыкальные группы и сольных исполнителей золотым диском зародилась в Америке. Таким образом лейблы грамзаписи демонстрировали публике достижения своих артистов. Изначально награду вручали за миллион реализованных копий сингла или целого альбома.
Первым золотым синглом признана песня «Чаттануга Чу-чу» (Chattanooga Choo Choo) в исполнении джазового оркестра под управлением Гленна Миллера. Это знаменательное событие случилось в 1942 году. Что касается так называемого лонгплея – большой пластинки, то впервые звание золотого заработал диск «Калипсо» (Calypso) певца Гарри Белафонте в 1957 году. Начиная со следующего года в Соединенных Штатах сертификацией твердотельных аудионосителей занялась RIAA – Американская ассоциация звукозаписывающих компаний. На сегодня существуют следующие награды:
- золотой диск – за полумиллионную продажу альбома или сингла;
- платиновый диск – за миллион проданных экземпляров;
- мультилатиновый – за два миллиона единиц;
- бриллиантовый – за десять миллионов.
Стоит заметить, что сертификация в RIAA не автоматическая. Для соискания заслуженной награды лейбл обязан сделать запрос, а иначе достижение не будет отмечено.
Например, культовый альбом «Темная сторона Луны» (Dark Side Of The Moon) британской рок-группы «Пинк Флойд» аж 15 раз становился платиновым, но последнюю награду ему вручали в 1998 году. Прикиньте только, сколь продаж набежало с той поры за два с лишним десятилетия, ведь пластинка пользуется популярностью в мире и сейчас.
А как с «музыкальным золотом» в других странах
Во второй половине XX века и прочие страны спроецировали на свою индустрию грамзаписи американские лекала присуждения призов за творческие заслуги. Там и тут стали появляться национальные ассоциации для сертификации продаваемых альбомов и синглов.
Однако необходимо признать, что не везде музыкальные записи расходятся миллионными тиражами. Вот почему стандарты одной и той же процедуры в разных государствах отличаются друг от друга.
Допустим, в Великобритании золотой считается работа в 100 тысяч копий, в Канаде – в 40 тысяч, а в Уругвае и вовсе всего в 2 тысячи. В отдельных странах, таких как Бельгия, Россия, Польша ведется разделение своих внутренних и международных достижений в области музыкального искусства.
Еще существует разделение альбомов и по жанрам (рок, джаз, поп, фолк, классика и т.д.), и по датам выхода. К примеру, в Германии альбом, вышедший 24 сентября 1999 года считается золотым при его реализации в 250 тысяч единиц, с 24 сентября 1999 года по 1 января 2003 года – в 150 тысяч, после 1 января 2003 года – всего в 100 000. В одних странах выдают сертификаты по итогам продаж, в других по результатам поставок аудионосителей в торговую сеть.
Двойники, тройники, мульти-альбомы
При выходе двойного или тройного альбома каждый диск в комплекте считается за один. Поясняем: если двойник стал платиновым, то это значит, что он разошелся полумиллионным тиражом, а не миллионным.
Цифровые продажи и стриминги
С появлением виртуальных платформ типа Spotify или Apple Music была разработана формула Album-equivalentunit (единица эквивалентная альбому): 1 альбом = 10 скачанных песен = 1500 стримов. Так что если артист выпустил альбом с 15 песнями, то пользователям достаточно скачать лишь 10 из них, чтобы это засчиталось продажей альбома. Если кто-то скачал все 15, то это засчитывается как полтора проданных альбома. Выходит, чем больше треков в трек-листе, тем музыканту выгоднее.