Исследование привычек и предпочтений потребителей (usage and attitude) — довольно эффективный и популярный на Западе метод. В России данные исследования проводят гораздо реже, но причина банальна — мы по-прежнему в маркетинге находимся в роли догоняющих.
Комплексное U&A-исследование необходимо, когда нужно лучше понять целевую аудиторию (ЦА) вашей компании, предлагаемых товаров и услуг. Благодаря полученным данным можно перестроить работу отдельных подразделений компании, изменить продуктовую линейку или сформировать новую, улучшить восприятие бренда и т.п.
Исследование может иметь различные формы — это зависит от конкретных обстоятельств. Например, опросы в местах продаж, в отдельных районах города, специальные глубинные интервью, холл-тесты или фокус-группы. Также активно применяются интернет-опросы и современные методы: Social media listening, Shop-along, Eye-tracking, Online фокус-группы.
На какие основные вопросы отвечает подобное исследование?
— Насколько известен бренд, продукция, услуга?
— Как бренд или продукцию воспринимает аудитория?
— Какие особенности потребления продукции?
— Что в первую очередь нужно вашей ЦА?
— Ключевые характеристики потребления: средний чек, место продаж, частота покупок и т.п..
— Как соотносятся потребности и ожидания клиентов (в том числе потенциальных).
— Каковы основные модели подедения при выбора услуги или товары?
— Какие разновидности продукции наиболее популярны?
— Чем занимаются в свободное время потенциальные покупатели (выясняется портрет потребителей).
При этом необходимо строго следовать стандартам, которые используются как в международной, так и российской практике U&A-исследований.
Также можно заказать индекс потребительских настроений (Consumer confidence index). Он даст прогноз поведения потребителей исходя из ответов на несколько стандартных вопросов: изменилось ли материальное положение семьи за год, как изменится в ближайший год, каковы ожидания потребителей от экономики страны на год и на пять лет вперед, планируются ли крупные покупки.