Просто о сложном — что такое BPMN-нотация?

Зачем нужна BPMN – нотация?

Нотация BPMN представляет собой систему условных обозначений, которые используются в ходе моделирования бизнес-процессов (БП). Основная задача BPMN — создание универсального алгоритма действий, который был бы понятен не только техническим разработчикам, ответственным за реализацию БП, но и менеджерам, следящим за БП и управляющим ими. Нотация BPMN описывает предметную часть реального бизнеса, в которой задействуются не только программы, но и живые люди, поэтому воспринимать ее только как язык описания IT-систем будет ошибкой. В отличие от программ нотация описывает БП не с помощью кодов, а используя графические инструменты, а исполняют созданные пользователями графические модели БП специальные системы BPMS.

Пример бизнес-процесса, который описан в системе BPMS с использованием нотации:

Элементы BPMN

Моделирование БП с использованием нотации BPMN проводится с помощью диаграмм, состоящих из различных графических элементов, каждый из которых имеет собственное значение. Зная, что обозначает каждый элемент, можно легко понять логику процесса. Различают 4 основные категории элементов:

  1. Объект потока управления. Это определенное событие, действие или логическое решение, которое должен принять исполнитель. События отображаются в диаграмме кружком, действия – прямоугольником, развилки – ромбом.
  2. Соединяющие объекты. Отображаются в виде стрелок с разной формой и окраской наконечника. Они соединяют элементы прошлой категории и помогают понять пользователю последовательность действий, а также схему взаимодействия между элементами БП.
  3. Роли. Пулы и дорожки имеют вид большого прямоугольника, в который помещается весь БП или его часть, с указанием лица или подразделения, ответственного за выполнение всего или части БП.
  4. Артефакты. Это дополнительные пояснения к диаграмме, которые помогают пользователю понять логику процесса, но не оказывают на него никакого влияния.

Графические обозначения:

Нотация BPMN помогает описывать все процессы, происходящие внутри бизнеса и за его пределами, что значительно упрощается взаимодействие между персоналом и различными подразделениями компании.

Применение BPMN на практике

Без примера описание BPMN было бы неполноценным. Для наглядности опишем процесс обеспечения заказа потребителя, поскольку этот БП есть почти в любой бизнес-отрасли, а значит, его практическая реализация будет понятна подавляющему большинству тех, кто читает эту статью.

Результат, который должен обеспечить БП, получение покупателем товара нужной ему номенклатуры. Выполнение этого БП происходит в несколько этапов:

  1. Специалисту, задействованному в продажах, поступает заявка от клиента о потребности в определенном товаре.
  2. Системой CRM создается соответствующая заявка от клиента – документ.
  3. При наличии указанного в заявке товара менеджером создается расходная документация в программе по учету. В случае отсутствия товара менеджеру необходимо подать запрос в отдел закупок.
  4. Отделом закупок формируется запрос поставщику на получение необходимой продукции.

На этом этапе БП считается завершенным, поскольку клиент имеет возможность получить необходимую продукцию в данный момент либо сразу же после ее прихода на склад от поставщика.

Этот же БП можно описать с помощью нотации BPMN, при этом на каждом уровне можно опускать менее значимые реальные процессы. В этом примере за полем нашего зрения остался процесс получения заказа и различные согласовательные моменты с клиентами относительно перечня товаров или их стоимости. При первой же необходимости их можно будет снова детализировать. Описание BPMN нотацией процесса обеспечения заказа покупателя будет выглядеть достаточно просто.

Описание процесса

Весь процесс помещается в пул, состоящий из 2 дорожек. В первой дорожке действия, которые выполняет менеджер по продажам. Точкой входа БП является получение заказа от покупателя, она отображается не закрашенным кругом, далее создается заказ от покупателя, это действие изображается в форме прямоугольника со скругленными углами. Следующим элементом БП является разветвитель, то есть рисуется ромб с двумя вариантами последующих событий: если товар есть в наличии, переходим к прямоугольнику «Зарезервировать товар», если товара нет в наличии, нужно сделать запрос в отдел закупки. В первом случае БП оказывается завершенным, во втором случае нужно спуститься на вторую дорожку в пуле, это будут БП, за выполнение которых несет ответственность менеджер по закупкам. Он должен создать заказ поставщику, это действие также отображается в прямоугольнике, а его результатом станет резервирование товара для клиента после того, как он будет получен от поставщика.

Описание BPMN может наглядно показать клиентам, исполнителям и поставщикам всю цепочку, по которой функционирует отдел продаж и закупок для максимального удовлетворения потребностей покупателя. Также с помощью такой схемы намного проще техническим специалистам создавать и осуществлять настройку программ, помогающих автоматизировать бизнес.

Подробней о нотации можно прочесть перейдя по ссылке — BPMN

https://www.terrasoft.ru/crm/bpmn



Поделиться заметкой:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *