Первый в России сервис доставки продуктов «Утоконос» получит вторую жизнь

Многие не знают, но первый сервис по доставке продуктов питания появился 22 года назад. Это была компания «Утконос». Вернее, первые оффлайн-магазины были открыты в подмосковном Зеленограде в 2002 году компанией «Новый импульс», зарегистрированной за два года до этого.

Считается, что свое название сеть получила от переносного компьютера «Универсальный терминал комплектовщика» (УТК), который упрощал и ускорял подбор заказанных клиентом товаров на складе. В первое время покупатели заказывали товары по каталогу через терминалы самообслуживания или по телефону. Заказы забирались в так называемых «столах заказов у дома». Число магазинов постепенно расширялось.

К середине 2000-х годов «Утконос» вышел на рынок Москвы при непосредственной поддержки мэрии. К тому времени у компании появился свой автопарк и была запущена доставка продуктов на дом. Однако доставка гарантировалась только на другой день. В 2007 году был запущен полноценный интернет-магазин (utkonos.ru — таков, кстати, нынешний адрес ретейлера).

В начале 2010-х годов в компании произошли некоторые изменения. Во-первых, были закрыты все физические магазины как нерентабельные. Во-вторых, ретейлер переключился на клиентов из «среднего и выше среднего» ценового сегмента. Благодаря этому удалось сократить операционные и логистические расходы и в 2012-2013 годах войти в тройку крупнейших интернет-компаний России.

В 2018 году «Утоконос» по объему выручки занимал половину рынка доставки продуктов в России. Но вскоре появились другие конкуренты, которые начали отнимать долю рынка. Плюс убытки «Утконоса» продолжали увеличиваться. В начале 2020 года компания уступила первой место по объему оборота в онлайн-доставке продуктов питания. Затем переместилась на третье.

Эксперты считают, что менеджмент «Утоконоса» не смог перестроиться в эпоху стремительного усиления конкурентов и наступившей пандемии коронавируса. Компания продолжала работать только на рынке Москвы и Подмосковья и не обещала своим клиентам доставку в день в день. Из-за этого к середине 2021 года старейший онлайн-ретейлер скатился на 8-е место. На 9-м месте оказалась доставка «Ленты».

В конце того же года сеть гипермаркетов «Ленты» приобрела сервис доставки продуктов «Утконос». 1 февраля 2022 года сделка была завершена. Как будут объединяться два сервиса доставки, пока неизвестно.




Поделиться заметкой: