Коррекционные занятия по формированию навыков правильного произношения звуков у дошкольников с нарушениями речи должны проводиться регулярно, несколько раз в неделю. Уроки не должны быть долгими и утомительными для ребят – их оптимальная продолжительность составляет 15-20 мин., а при появлении симптомов усталости у малыша занятие лучше сразу же остановить.
Залогом успешного результата является бережное и терпеливое обращение с ребенком. Малыша следует заранее подготовить к работе, его нельзя перегружать и тем более ругать, если у него долго что-то не получается. Наоборот, он должен слышать слова ободрения и поддержки – тогда ему будет проще и интереснее, он будет меньше уставать и отвлекаться.
Замечено, что применение в работе специалиста-логопеда различных нетрадиционных способов способно предупредить у ребенка усталость, поддержать его интерес и увлеченность, и тем самым увеличить эффективность коррекционной деятельности. Подлинным прорывом в работе с детьми с нарушениями речи стало внедрение компьютерных технологий. Веселые презентации, компьютерные игры, анимация, поставленные на службу логопеду, превращают скучный образовательный процесс в увлекательную игру.
В последние годы все большее распространение получают многофункциональные логопедические комплексы. Они могут применяться как для индивидуальной, так и для групповой работы с ребятами, имеющими дефекты речи. Взаимодействие детей с компьютером осуществляется через интерактивную панель. Помимо компьютера, логопедическое оборудование оборудовано микрофонами и зеркалами для проведения артикуляционных упражнений. Специализированное программное обеспечение позволят ребятам получать необходимые навыки в игровой форме. Обучение посредством игры считается психологами наиболее эффективной формой работы с детьми, имеющими функциональные нарушения речи. У малышей быстрее вырабатывается необходимые артикуляционные навыки, развивается самоконтроль за произношением, увеличивается словарный запас, улучшается связная речь и т. д.
Новые методы и приемы обучения с использованием компьютерных технологий позволяют поддерживать у детей положительную мотивацию к проведению обучающих упражнений. Такие способы коррекционной деятельности – это дополнительная возможность для родителей и педагогов сделать коррекционный процесс более эффективным. При этом эффект больше в том случае, если компьютер воспринимается не как «панацея», а как дополнение к традиционным методам работы по предупреждению и коррекции речевых нарушений.