История графики в интернете: от символьной до 3D

Появившаяся в 2011 году технология WebGL дала веб-разработчикам удобный инструмент для отображения 3D-графику в браузере. Но когда-то рисунки в веб-обозревателях можно было делать только с помощью символов.

Кроссплатформенный API WebGL разрабатывается некоммерческой организацией Khronos Group, куда входят компании, выпускающие популярные браузеры Chrome, Firefox, Safari, Opera и другие. По сути, технология WebGL сегодня стала отраслевым стандартом.

Путь до 3D графики в браузере был долгим. Считается, что первый браузер был создан Тимом Бернерсом-Ли в 1990 году под названием WorldWideWeb (Nexus). Графику он отображать тогда не мог, только символьную (ASCII-графика). Собственно, и графический интерфейс появился только у NCSA Mosaic (1993).

Первый популярный формат, который использовался в браузерах — GIF (Graphics Interchange Format). Он отображал всего 256 цветов, зато мало весил и поддерживал анимацию и прозрачность. В середине 90-х годов для «гифки» придумали замену — PNG (Portable Network Graphics). Появилась возможность хранить полноцветные изображения, степень сжатия стала лучше, но анимацией решили пожертвовать. Посему GIF до сих пор используется.

К тому времени браузеры научились поддерживать и ряд других форматов растровых изображений (JPG и другие форматы, ныне канувшие в Лету). Для показа в интернете векторных изображений придумали формат SVG (Scalable Vector Graphics). При этом графика не хранится где-то, а воссоздается с помощью команд. JPG, кстати, давно пытаются заменить (WEBP, AVIF), но пока его позиции остаются незыблемыми.

В 90-е и 2000-е годы большой популярностью пользовался медиаформат Flash (он же SWF), внутри которого можно было размещать самые разные данные: графику, в том числе 3D, музыку, текст и т.д. С помощью этого формата создавали мультфильмы, игры и т. д. В 2010-х годах флеш заменили на HTML5.

Сегодня 3D графику в браузере проще всего реализовать с помощью технологии WebGL.




Поделиться заметкой: