Да. Штраф небольшой — 250 тысяч рублей. Но дело показательное и хорошо, что ФАС России довела его до конца. Правда, на это потребовалось два года. Но лучше поздно, чем никогда. Хотите подробностей?
Предыстория
С 1 сентября 2015 года по 25 марта 2016 года Ростелеком проводил в южных регионах маркетинговую акцию «Пакет навсегда». В рекламе указывалось, что цены на пакет (интернет+интерактивное ТВ) «будут действовать не только в ограниченный по времени промо-период, а останутся неизменными навсегда». Также на своем сайте Ростелеком разместил публичную оферту, где указал, что тариф не подлежит изменению даже после окончания действия акции.
Но уже с 1 июня 2017 года компания изменила цены на многие архивные тарифы. В том числе на «Пакет навсегда». В среднем повышение составило 40 рублей.
К счастью, нашелся недовольный абонент, который в тот же месяц написал жалобу в УФАС по Волгоградской области. Материалы дела в сентябре были переданы в ФАС России.
Дело № 1
В ходе разбирательства Ростелеком заявил, что после завершения акции тарификация будет осуществляться по действующим на момент завершения акции тарифам и с максимально близкими характеристиками, без увеличения размера ежемесячной абонентской платы. Сотрудники ФАС поискали в открытых источниках эту информацию, но не нашли. Кроме того, абонента не перевели на другой тариф, а изменили условия тарифа. Нарушив заодно правила маркетинговой акции.
Антимонопольщики выяснили, что повышение тарифов ухудшило условия предоставления услуг потребителям. Также Ростелеком получил необоснованные преимущества перед конкурентами, так как смог привлечь дополнительных клиентов, которые могли бы уйти к другим телеком-операторам, если бы знали о предстоящем подорожании. При этом за счет увеличения ежемесячной платы тарифа «Пакет навсегда» компания получила дополнительную финансовую выгоду перед другими провайдерами, которые распространяют правдивую информацию о своих услугах.
В итоге 27 декабря 2017 года ФАС выдало предупреждение и предложило восстановить стоимость тарифа «Пакет навсегда» и компенсировать абонентам переплату. Ростелеком подумал полтора месяца и отказался.
Дело № 2
20 марта 2018 года ФАС возбудила второе дело. На нем провайдер привел новые доводы. Дескать, тарифы повысили из-за увеличения скорости интернета. А статистика расторжения договоров и переходов на другие тарифы говорит, что абоненты не отреагировали на изменение тарифов с 1 июня 2017 года.
В ответ антимонопольщики возразили: компания увеличилась скорость, не выяснив, нужно ли это абонентам. И не получила согласие на повышение стоимости тарифов.
В итоге Ростелеком пошел на попятную, заявив, что урегулирует вопрос с абонентами. На сайте появилась новая редакция правил акции «Пакет навсегда», начался обзвон абонентов. Однако компания начала работу слишком поздно и ФАС все-таки признал Ростелеком виновным в нарушении ст. 14.8 Закона о защите конкуренции.
Статья 14.8. Запрет на иные формы недобросовестной конкуренции
Не допускаются иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1-14.7 настоящего Федерального закона.
Штраф
16 ноября 2018 года Ростелеком признали виновным, а 8 августа уже этого года стало известно о размере штрафа — 250 тысяч рублей. Будет ли компания обжаловать это решение, пока неизвестно.