блог об информационных технологиях: софт, железо, интернет, услуги, советы

Технология Flash — история рассвета и заката

Пожалуй, нет такого компьютерного пользователя из 2000-х годов, кто не слышал о технологии Flash. И при этом практически каждый хоть раз, но сталкивался из-за нее с проблемами.

Флеш-баннеры вызывали зависания и падения браузеров, безбожно нагружали веб-страницы. Отдельная история — сложности с обновлением плагина для браузеров. Не счесть, сколько гневных фраз было произнесено из-за невозможности обновить флеш плеер. Самое интересное, что эта проблема встречается и сегодня.

Для своего времени это была уникальная технология. Ее использовал YouTube, на нем создавались первые выпуски «Масяни». А сколько хороших игр было сделано — не пересчитать. О предстоящей «смерти» технологии Flash говорят очень давно (официальная дата — конец 2020 года), но она по-прежнему активно используется в баннерной рекламе, в SWF-формате ежемесячно выпускаются десятки игр. Но эпоха расцвета уже прошла.

Что такое Adobe Flash? Это мультимедийная платформа, которая позволяет создавать рекламные баннеры, анимационные проекты, игры, служит для воспроизведения в интернете видео и аудио-контента. По сути это некая программная оболочка (контейнер), куда можно включить графику (векторную, растровую, трехмерную) и мультимедийный контент. Стандартное расширение для flash — SWF, для видеороликов, использующих данный контейнер — FLV или F4V.

В основе анимании на Flash лежит технология векторного морфинга: плавного перетекания одного ключевого кадра в другой. Это когда программист или художник задает несколько ключевых кадров, а система сама просчитывает промежуточные кадры. Таким образом не нужно вручную прорисовывать все сцены. Эту упрощает работу.

Векторный морфинг, пожалуй, впервые стал доступен в 1985 году на Apple II вместе с выпуском приложения Fantavision для создания анимации. Спустя три года для Amiga вышла экшн-адвентура Another World, использующая данную технологию. В начале 90-х годов компания FutureWave создала пакет анимации FutureSplash Animator. В 1996 году ее приобрела компания Macromedia. Она-то и переименовала эту технологию во Flash. Macromedia Flash Player 1 вышел 18 декабря того же года. В 2005 году ее поглотила корпорация Adobe. Так появился плеер Adobe Flash Player. Это были годы расцвета Flash.

К сожалению, у Flash было несколько неустранимых недостатков. Во-первых, высокая нагрузка на центральный процессор. Во-вторых, ошибки, приводившие к частым падения браузеров. В-третьих, эта технология славилась большим числом уязвимостей. Критика и недовольство нарастало. Плюс Flash так и не смог подружиться со смартфонами.

В начале 2015 года YouTube заявил, что теперь HTML5 станет стандартом по умолчанию для проигрывания роликов: Flash отправили в отставку. Спустя два года сама Adobe признала эту технологию устаревшей. Кстати, сегодня в большинстве браузеров он по умолчанию отключен. Пользователь сам должен его активировать.

Планируется, что в конце 2020 года Adobe прекратит поддержку и распространение Flash Player.




 

Комментарии