Классическое планирование бюджета происходит сверху-вниз, однако оно имеет ряд недостатков. Прямой противоположностью этому методу является планирование снизу-вверх. В идеале же нужно сочетать оба подхода для создания сбалансированного бюджета, отвечающего интересам организации на всех уровнях.
Плюсы
К главным плюсам бюджетного планирования при подходе снизу-вверх можно отнести возможность каждому подразделению получить необходимый объем ресурсов. Второй плюс: вовлеченность сотрудников в процесс составления и исполнения бюджета. В-третьих, на низовом уровне возможно достаточно точное планирование. Также такой подходят позволяет быстро адаптироваться к изменениям: «сверху» они обычно не видны.
Минусы
Составление бюджетов и их согласование со всеми инстанциями занимает гораздо большее время. Приходится рассчитывать на честность низовых отделов, которые не будут требовать больше чем нужно. Наконец, существует вероятность конфликтов между подразделениями за ресурсы.