блог об информационных технологиях: софт, железо, интернет, услуги, советы

Подслушивают ли телефоны наши разговоры?

Разработчики интернет-сервисов утверждают, что нет, ничего подобного. Но многочисленные пользователи смартфонов считают иначе. Байки это или суровая реальность матрицы, в которой мы живем?

Обсуждаете какую-то тему вслух с родными, друзьями или коллегами — а вскоре в телефоне или компьютере появляется реклама, связанная с недавним разговором. Сталкивались с подобным? Как такое может быть? Ответ напрашивается сам собой: нас кое-кто слушает через микрофон мобильника или ПК.

Кое-кто — это, конечно, не суровые дяди из силовых структур. Слишком много людей пришлось бы задействовать. В таком случае половина страны бы говорила, а половина слушала. Слушает искусственный интеллект. В этом подозревают такие компании, как Google, Facebook, Яндекс. Их бизнес сильно завязан на контекстной рекламе, поэтому чем релевантнее рекламные объявления, которые они показывают пользователям, тем больше они смогут заработать.

Сегодня учитывается многое: какие сайты посещает пользователь, какие поисковые запросы вводит, какого он пола и возраста, какие у него интересы, кто у него в друзьях в соцсетях, кого он лайкает и т. п. История перемещений также сохраняется. Вся собранная информация отсылается на специальные сервера, где данные анализируются, после чего показывается нужная реклама. Алгоритмы пока еще не совершенны, но с каждым годом становятся лучше.

Но этого интернет-гигантам показалось мало. Они начали постоянно слушать, что говорится вокруг. Если владелец телефона с приятелем обсуждал снегоход, который купил их общий знакомый, значит, ему нужно показать рекламу снегоходов. Если говорили про выходные на природе — вот тебе реклама загородных баз отдыха.

Считается, что смартфоны через микрофоны постоянно мониторят окружающее пространство, но реагируют только на определенные слова, т. н. триггеры. Что это за слова, достоверно неизвестно. Если телефон слышит триггер, он записывает фрагмент разговора, после чего отправляет его на нужные приложения (например, Facebook или Instagram). По другой версии, аудио сжимается и шифруется, после чего посылается на специальный интернет-сервер для обработки. В ответ приходит нужная реклама.

Однако Facebook категорически отрицает подобное:
«В прессе появляются сообщения о том, что мы слушаем разговоры людей, чтобы потом показывать им релевантные объявления. Это не так», — гласит официальная позиция компании.
«Facebook этим не занимается, и не знаю, кто еще мог бы такое сделать. Возможно, это просто совпадение», — ответил Цукерберг на слушаниях в конгрессе США.


Действительно, из всех случаев, когда «нужная» реклама всплывала после устных разговоров, можно смело отбросить треть или даже половину. Иногда люди забывают, что интересовались данной темой ранее в телефоне или компьютере, иногда преувеличивают, а иногда это действительно совпадение. Но что делать с остальными случаями?

С другой стороны, еще в 2008 году Google подала заявку на патент, который описывает систему прослушивания и распознавания фонового шума в телефоне пользователя и использовании этой информации для подбора контекстной рекламы. Позже представители компании пояснили, что часто патентуют интересные идеи своих сотрудников, но далеко не всегда из них используют.

В другой раз в Google заявили, что ни для рекламы, ни для других целей, в компании не используют микрофон до тех пор, пока пользователь не произнесет «о'кей Google», чтобы активировать систему распознавания голоса.

Как вы уже поняли, официальная позиция интернет-компаний заключается в отрицании подобных способов слежения за владельцами мобильных гаджетов.

Но в интернете вы найдете не одно исследование, где утверждается обратное. Одни программисты ради интереса написали программу, которая включала микрофон и передавала записываемые данные на удаленный сервер, где происходила расшифровка. В ответ направлялась реклама. По словам энтузиастов, для создания приложения они использования существующие возможности Google Android.

Тем не менее, сегодня нельзя с полной уверенностью утверждать, что подслушка в телефонах ради рекламы — это правда. Или вымысел. По одной простой причине: вина интернет-компаний официально не доказана. Можно сколько угодно говорить о незаконной прослушке, но пока ни один суд или специальная комиссия не подтвердили эту версию.

Если вы считаете, что все это бред, все равно загляните в настройки приложений и запретите им то, чего не требуется для нормальной работы. Например, зачем фотокамере доступ к контактам? А простой игре доступ к микрофону или геолокации? Программы на телефоне любят получать доступ к максимальному числу разрешений. Всегда ограничивайте их аппетиты и смотрите, чего они хотят. Не нужно разрешать все подряд.


Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

 

Комментарии