Браузерные войны: краткая история

история браузерных войн

Какой браузер самый популярный в России и мире? Правильно, Chrome от компании Гугл. По данным MarketShare, в нашей стране доля этого браузера достигла 50,35% (по данным за сентябрь). На втором и третьем месте расположились Яндекс.Браузер и Firefox. У них 10,79% и 10,36%, соответственно. Четвертое место у Safari (8,87%), пятое — у Opera (8,34%). Браузер от Microsoft остался на шестом месте (4,85%). А ведь когда все было совсем по-другому.

Первая браузерная война, по мнению ряда исследователей, началась в 1995 году с выходом первого серьезного игрока на рынке браузеров — Netscape Navigator. Internet Explorer появился чуть позже и поначалу был в роли догоняющего. Но финансы Microsoft и включение браузера в состав набирающей популярность Windows сделали свое дело. К началу XXI века Internet Explorer занял 90-95% рынка.

Вторая браузерная война началась в конце 2004 года, когда свет увидела первая стабильная версия браузера Mozilla Firefox. Он достаточно быстро завоевал сердца многих пользователей, так как был не только быстрым, но и позволял расширять функциональность с помощью множества расширений. Это было реально круто. У IE ничего подобного не было.

Файрфокс быстро начал набирать популярность. 17 июня 2008 года в Книгу рекордов Гиннесса было внесено число 8 002 530. Столько раз скачали Firefox 3 за 24 часа после выхода. Еще два года доля «огненного лиса» на рынке росла, но вторую браузерную войну выиграть не удалось, потому что на сцене появился новый конкурент. Мир оказался втянут в третью браузерную войну.

В сентябре 2008 года в бой вступил новый браузер — Chrome от корпорации Google (стабильная версия вышла в декабре; последнюю версию гугл хром для виндовс можно скачать здесь). Масштабная рекламная кампания вбивала в головы пользователей по всему миру, что самый лучший браузер — это Хром. Сложно сказать, так ли это было на самом деле. Но отдадим должное разработчикам: браузер был очень шустрый, легкий и стабильный. В отличие от Firefox, который тогда оброс новыми функциями, которые отрицательно сказывались на скорости работы браузера.

А еще Chrome клепал одну версию за другой. Каждые шесть недель выходила новая версия. И пусть они не слишком сильно отличались друг от друга, это было тоже неплохой PR-ход. В конце 2009 года вышла первая версия мобильной ОС Android. Со временем Google стала устанавливать мобильную версию браузера Chrome практически на все гаджеты под управлением всех последующих версий Андроида.

Усилия корпорации принесли свои плоды: в 2012 году доля браузера Chrome превысила долю бывшего лидера: Internet Explorer. Firefox со временем также смог обогнать браузер IE, но его отставание от Хрома все увеличивалось.

Сегодня можно с уверенностью утверждать, что третья браузерная война вчистую выиграна компанией Google. Доля всех остальных браузеров вместе взятых уже меньше, чем доля Google Chrome. И конкурентов на горизонте не видно. Даже больше: большинство браузеров сегодня используют движок Chromium, на котором базируется сам Chrome. Это ли не показатель абсолютного превосходства? Хорошо ли это для рынка браузеров? Не совсем: но таково на сегодня положение дел.




Поделиться заметкой:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *