Новые технологии рождают новые страхи. Процесс этот неизбежен и закономерен. Особенно, если что-то новое еще плохо исследовано или непонятно. Взять, к примеру, вакцинацию от коронавируса. Казалось бы, это отличный способ свести к минимуму риск подхватить опасную инфекцию или смягчить последствия в случае заражения. Но, зачастую, категорически против вакцинации выступают молодые и образованные люди. Такой вот парадокс. Но поговорим мы сегодня не о COVID-19, а о некоторых технофобиях.
Уберите эту вышку, она излучает!
На прошлой неделе министру цифрового развития Чувашии Кристине Майниной пришлось приехать в Альгешево, чтобы встретиться с местными жителями, протестующими против появления в округе новой вышки сотовой связи. Люди твердят, что она пагубно влияет на здоровье и у них болит голова. Головная боль может появиться от самых разных причин, но винят они столб с установленным оборудованием. И требуют его убрать. Таких людей очень сложно переубедить: никакие доводы их не берут.
В реальности мобильный оператор не может поставить вышку там, где ему хочется. Этот процесс обычно растягивается на месяцы, если не годы. Нужно пройти многочисленные согласования, в том числе с собственником земли или здания, если базовую станцию устанавливают на крыше. Обязательный этап — получение санитарно-эпидемиологического заключения о безопасности установленного оборудования. Кстати, российские требования к излучению жестче, чем в странах Европы.
Да, базовые станции излучают. Но мощность их настолько мала, что никак не влияет на здоровье. Живут же люди возле телевизионных башен, а там совокупная мощность оборудования в десятки раз выше. Не стоит забывать, что электромагнитные поля образуют все электрические приборы, начиная от фена и заканчивая микроволновой печью. Пылесос, холодильник, телевизор, стиральная машина, компьютер — все эти приборы излучают. И телефон тоже. И если не проводить жизнь в обнимку с электрическими приборами — ничего не случится.
Сотовая связь используется во всем мире с 90-х годов. С тех пор опубликовано больше 25 тысяч статей о воздействии неионизирующего излучения (к этому типу относится и мобильная связь). До сих пор не доказано, что сотовая связь каким-то образом влияет на общее состояние, на беременность, на возникновение катаракты, рака или депрессии.
Официальная позиция Всемирной организации здравоохранения звучит так:
«На сегодняшний день нет подтвержденных данных о неблагоприятных последствиях для здоровья от продолжительного слабого воздействия радиочастотных полей или полей промышленной частоты. Тем не менее, ученые продолжают активно заниматься научными исследованиями в этой области».
Сотовых вышек и башен будет больше
Увеличение жалоб жителей связано с тем, что сотовые компании постоянно работают над улучшением качества связи и скорости мобильного интернета. А без установки новых базовых станций (БС) сделать это невозможно. Перспективная сотовая связь пятого поколения 5G потребует еще большего количества БС.
Телеком-операторы в последнее время столкнулись с отказами собственников новых домов от установки оборудования на крышах. И если других подходящих зданий найти не удастся, обеспечить качественную связь можно только с помощью опор двойного назначения (ОДН), которые гораздо выше чем обычные столбы. Это позволяет устанавливать не только базовые станции, но и лампы освещения, камеры видеонаблюдения, точки доступа Wi-Fi, погодные станции и т. д.
ОДН используются во многих городах, но в Чебоксарах и Новочебоксарске пока массового распространения не получили. В Минцифры Чувашии знают об этой проблеме и ищут пути решения вместе с заинтересованными сторонами.
Если базовая станция находится далеко, то телефон автоматически увеличивает излучаемую мощность для улучшения сигнала. И чем больше базовых станций, тем ниже излучение смартфона и лучше связь. А был бы в России плохой мобильный интернет, удаленное образование и работа в эпоху коронавируса была бы невозможны, так как проводной интернет есть не везде.
Тех, кто боится излучения от сотовых вышек, называют радиофобами, хотя термин появился после Чернобыльской катастрофы и изначально относился к боязни перед радиацией. Сотовая связь использует совсем другое, безопасное для людей излучение.
В деревне установили вышку сотовой связи. На следующий день посыпались многочисленные жалобы на головные боли, ухудшение самочувствия, бессонницу. На сход жителей приехал главный инженер и сказал:
— Это все фигня! Вы только подумайте, что с вами будет, когда она заработает…
Непонимание рождает отрицание
На днях подбирали знакомому новый смартфон. Я спросил, нужна ли технология NFC, которая позволяет расплачиваться с помощью телефона, прикладывая его к терминалам оплаты. В ответ прозвучало категорическое нет. Оказалось, друг боится, что со смартфона злоумышленники могут украсть деньги. Подойдет в толпе или транспорте нехороший человек, приложит терминал — и все. И он не один такой. В эту байку верят многие.
Несколько лет назад в интернете растиражировали фотографии, на которой был изображен мужчина, едущий в московском метро в терминалом в руках. Сразу же появилась версия о том, что это злоумышленник, который удаленно похищает деньги с банковских карт и телефонов.
Скорее всего, на фотографии был курьер, который ехал к клиенту. Красть деньги таким способом практически невозможно. Во-первых, технология NFC предполагает, что терминал и карта (телефон) должны оказаться на очень близком расстоянии. Тогда произойдет контакт и деньги спишутся. Вспомните, как вы расплачиваетесь в магазине. Карту часто приходится прикладывать к терминалу. Как мошеннику добиться такой близости? Пассажиры не катаются в транспорте с картами и телефонами напоказ. Одежда, другие пластиковые карты блокируют сигнал.
Во-вторых, деньги нельзя просто так получить. Терминалы оплаты регистрируются на ИП или организацию и полученные средства автоматически переводятся на банковский счет. В случае подозрений счет блокируется. Учитывая, что таким образом можно снять не больше тысячи рублей, овчинка выделки не стоит.
Злоумышленникам гораздо проще заниматься другими бесконтактными видами мошенничеств и хищений, используя телефонные звонки и интернет. В этой сфере граждане по-прежнему проявляют беспечность. К примеру, за первую половину 2021 года жители Чебоксар лишились 115 миллионов рублей, что более чем в два раза превышает сумму ущерба за аналогичный период прошлого года.
Боязнь социальных сетей
Некоторые люди принципиально не пользуются социальными сетями. А зря, так они лишаются общения со знакомыми и родственниками. Хочешь – не хочешь, а виртуальное общение начинает занимать все большую часть нашей жизни. Фобия объясняется тем, что люди не хотят, чтобы об их жизни узнали посторонние.
В принципе, это наиболее разумная из фобий. Бездумное выкладывание личных данных и конфиденциальной информации может навредить. Особенно это касается детей. Им нужно напоминать, что в интернете немало злоумышленников.
Не нужно доверять незнакомцам, да и знакомым тоже. Их могут взломать или открыть поддельные аккаунты. Мошенники с годами становятся все более изощренными в обмане. Раньше, взломав аккаунт, они все рассылали фразу: «Привет, можешь одолжить пять тысяч рублей». Теперь они выкладывают поддельные справки о болезни родственников, фотографии и видео из больниц. «Френды» видят, что их знакомый оказался в беде и переводят деньги. А потом оказывается, что их взломали. В таком случае сначала нужно связаться с пострадавшим по другому каналу связи. Лучше по телефону.
Чтобы быть в относительной безопасности, нужно иметь отдельную банковскую карту для покупок в магазинах и интернете, отдельный номер телефона и адрес электронной почты для регистрации в интернет-магазинах и сервисах.
Вместо вывода
Все фобии имеют под собой какие-то основания, поэтому они так заразны. Но нужно отделять разумную осторожность от беспричинных и необоснованных страхов. Возвращаясь к реалиям сегодняшнего дня, хочется напомнить, что массовая вакцинация в России началась 20 марта и с тех пор более 30 миллионов россиян привились первым компонентов и более 20 миллионов завершили вакцинацию. Они не превратились в зомби, не стали притягивать металлические предметы или чаще болеть. Да, это не дает стопроцентную защиту от COVID-19 и возможны побочные эффекты. Но это гораздо лучше, чем бояться заразиться и оказаться на больничной койке в тяжелом состоянии. Плюсы перевешивают минусы.
Данная статья была изначально написана для газеты «Грани» и опубликована 17 июля 2021 года.