Как за бракованный ноутбук ценой 44 тыс. руб. удалось отсудить 120 тыс. руб.

Эта история абсолютна реальна и произошла в Чебоксарах. Сомневающиеся могут в конце статьи увидеть ссылки на решения судов.

Что сделает обычный человек, если купленный товар окажется бракованным? Попытается обменять его на другой, сдаст по гарантии в ремонт или потребует вернуть деньги. Сотрудники магазина редко идут навстречу покупателю, несмотря на закон о защите прав потребителей, поэтому людям сложно отстаивать свои права.

В суд обращаются единицы. Сегодня мы расскажем про одно такое дело, где дотошный гражданин смог взыскать с продавца существенную компенсацию за потерянное время и нервы. Нам кажется, что этот гражданин (в реальности он работает юристом) немного перегнул палку с суммой компенсации морального вреда, но порка получилась показательная.

Что просил покупатель
Итак, в начале 2018 года гражданин Н. обратился в Московский районный суд, требуя взыскать с магазина электроники крупной федеральной сети (ООО «М.видео Менеджмент») 44 990 руб. за товар ненадлежащего качества; 105 276 руб. неустойку за просрочку законных требований о возврате суммы; 9 897 руб. неустойку за непредоставление подменного товара на время гарантийного ремонта; 78 000 руб. убытки за аренду ноутбука; 500 000 руб. компенсацию морального вреда. Общая сумма требований — около 740 тыс. рублей.

В суде истец сообщил, что его ноутбук мерцал при открытии нескольких приложений при работе от встроенного аккумулятора. Он сдал его в магазин в ремонт и написал заявление о выдаче подменного ноутбука с аналогичными характеристиками. Так как магазин предложил ему ноутбук с другими характеристиками, гражданин был вынужден арендовать ноутбук в другой компании за 1 000 руб. в сутки. Истец неоднократно обращался в магазин, требуя возместить ему стоимость товара, оплатить неустойки и убытки по аренде. В ответ каждый раз получал отказ, после чего был вынужден обратиться в суд.

На судебном заседании мужчина сообщил, что магазин выплатил ему 25 644 руб. за нарушение сроков предоставления подменного товара, но по остальным требованиям не получил ни копейки.

Ноутбук был куплен гражданкой С., которая подарила его Н. Представитель ответчика заявил, что деньги не выплачивались по причине того, что истец не предоставил документы по приобретению компьютера. Однако судья заявила, что на Н. распространяются положения закона «О защите прав потребителей» и для этого вовсе необязательно заключать письменный договор дарения.

Что решил первый суд
Далее суд начал рассматривать претензии гражданина Н. по порядку. На момент рассмотрения дела спорный ноутбук находился в магазине электронике и ответчик не отрицал наличие брака. Поэтому по первому вопросу судья вынесла положительное решение: деньги в размере стоимость ноутбука (44 990 руб.) должны быть возвращены.

Требование неустойки за несвоевременный возврат цены товара за заявленный период времени судья признала обоснованным, но снизила сумму с 105 276 руб. до 30 тыс. руб.

Также гражданин Н. требовал 9 897 руб. неустойки за непредоставление подменного товара на время ремонта. Так как магазин до суда выплатил 25 644 руб., то суд снизил сумму неустойки до 1 000 руб.

В возмещении стоимости аренды (78 тыс. руб.) было отказано, так как магазин электроники уже понес расходы по выплате неустойки за нарушение сроков предоставления подменного товара.

Полмиллиона в качестве компенсации морального вреда истец также не получил. Исходя из разумности и справедливости, суд решил взыскать с ответчика 3 000 руб.

Вдобавок магазин электроники оштрафовали на 50% от общей суммы, т. е. на 39 495 руб. И взыскали госпошлину в сумме 2 779 руб. в пользу государства.

Итоги первого дела
Магазин продал бракованный ноутбук за 44 990 руб., а потом затянул ремонт и не стал идти навстречу покупателю, вернее его законных требований. Тот его и наказал на 118 485 руб., что в 2,6 раз превышает первоначальную стоимость товара. Это не считая потраченного времени обеих сторон процесса.

Что просил истец во втором деле
Казалось бы, победа. Но гражданин Н., получив 115 тыс. руб., оказался неугомонным и спустя некоторое время снова подал в суд. Истец считал, что магазин должен еще денег: 156 565,20 руб. за нарушение срока удовлетворения его требования о возврате денег; 52 084 руб. за не предоставления подменного ноутбука; 500 000 руб. компенсацию морального вреда. В заявлении истец указал другие периоды времени, по которым он просит неустойку.

Представитель магазина иск не признал и заявил, что потребитель злоупотребляет правом. Дело рассматривала другая судья.

Что решил второй суд
Истцу во взыскании неустойки за непредоставление подменного ноутбука отказали, так как потребитель может либо требовать бесплатного устранения недостатков товара, либо требовать деньги, если вернет товар. И то и другое требовать нельзя.

Во-вторых, гражданин неверно истолковал закон о защите прав потребителей и неправильно рассчитал неустойку за нарушение срока возврата денег. Поэтому может претендовать максимум на 52 188 руб., а не на втрое большую сумму. Суд учел ходатайство магазина электроники о снижении суммы неустойки, досудебную выплату продавцом части неустойки и снизил размер неустойки до 3 000 руб.

В компенсации морального вреда мужчине отказали, так как он уже получил 3 000 руб. морального вреда в предыдущем суде. А взыскание морального вреда за определенный период времени законом не предусмотрено.

Итоги второго дела
Таким образом, истец получил 4,5 тыс. руб. (3 тыс. плюс штраф 1,5 тыс.). С этим решением он не согласился и обратился с апелляцией в Верховный суд Чувашии, но тот оставил решение районного суда в силе.

Оба решения Московского районного суда города Чебоксары:
Первый суд
Второй суд




Поделиться заметкой:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *